Старший лейтенант

Шелищ Борис Исаакович

1908
-
1980
Награды

орден Красной Звезды,

медаль "За оборону Ленинграда"  

медаль "За победу над Германией"

Звания

младший лейтенант

лейтенант

старший лейтенант 

Должности

автотехник 3-го полка аэростатов заграждения, 2-го корпуса ПВО 

Биография

Шелищ Борис Исаакович родился 28 сентября 1908 года в городе Киеве. Еврей.

Борис в молодости увлекался техникой. До службы в армии занимал должность главного механика трикотажной фабрики в Ленинграде.

В Красной Армии первый раз он служил по призыву, в 1930-32 гг. Второй раз Борис попал в армию на время войны с Финляндией (ноябрь 1939 - март 1940). (по другим сведениям -  он уже был на службе в РККА с декабря 1936 г).

В Великой Отечественной войне Борис Шелищ. как отмечено в его военных документах, участвовал с 23 июня 1941 года. В наградном листе 1941 г. его звание указано как "Младший воентехник запаса". 

Борис участвовал в обороне Ленинграда, его должность - автотехник 3-го полка аэростатов заграждения, 2-го корпуса ПВО.

С сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда, и уже в следующем месяце воины полка аэростатов столкнулись с нехваткой бензина. Остановка механизмов, при помощи которых поднимались и опускались аэростаты, делала город беззащитным с воздуха. И в этот критический момент, в октябре 1941 г., Шелищ разработал и внедрил способ  перевода автомобильных двигателей устройств подъема аэростатов на использование водорода, вместо бензина.

Взяв на себя ответственность, несмотря на взрыв при первом испытании, Борис сумел найти технические решения.

Он преодолел проблему взрывоопасности при использовании водорода (который имелся в достаточном количестве. т к им заправляли аэростаты). Борис также придумал оригинальное устройство водяного замка, используя имевшиеся в большом количестве корпуса отработанных огнетушителей.

Работа была проделана стремительно.. Уже к началу ноября с помощью этих устройств восстановили работу 100 автомобильно-аэростатных пунктов, а всего на водород перевели более 300 пунктов. 

Система аэростатных заграждений ПВО вновь встала на защиту города.

За это в декабре 1941 года Борис Шелищ был награжден орденом Красной Звезды. А в 1943 г. им было получено авторское свидетельство на способ использования водорода в качестве топлива для автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Через много лет после войны это стало основанием для международного признания приоритета СССР в использовании водорода как топлива.

Рассказ Бориса Шелища об истории его изобретения вошел в "Блокадную книгу" Даниила Гранина и Алеся Адамовича.

История изобретения, сыгравшего важнейшую роль в обеспечении боеспособности ПВО Ленинграда, также отражена в документальном фильме "Водородный лейтенант" (2006, студия Якова Каллера). Материалы для фильма помогал собирать сын Бориса Исааковича - Петр Шелищ, под руководством которого работала Национальная ассоциация водородной энергетики. 

 Док.фильм "Водородный лейтенант" https://www.youtube.com/watch?v=LhQi5B7HKUQ

-------------------------------------

Наградной лист
Фамилия, имя и отчество: Шелищ Борис Исаакович
Военное звание: Младший воентехник запаса
Должность, часть: Автотехник младший 3 полка Аэростатов Заграждения
2-го Корпуса ПВО
Представляется к Ордену «Красная Звезда»
Год рождения: 1908
Национальность: Еврей

С какого времени состоит в Красной Армии: с 23 июня 1941 года
Участие в боях (где и когда): Не участвовал
Имеет ли ранения и контузии: Ранений и контузий не имеет.
Чем ранее награжден (за какие отличия): Ранее не награждался
Каким РВК призван: Дзержинским РВК гор. Ленинграда

Мл. воентехник тов. Шелищ работая в гараже на должности автотехника
проявил личную инициативу по замене бензина – водородом. Полки АЗ для
своих нужд используют водород в большом количестве, который после
эксплуатации выбрасывается на воздух. Тов. Шелищ предложил
утилизировать выбрасываемый водород для питания бензинового двигателя.
Проведенные испытания с транспортными и боевыми машинами показали
полную возможность перевода их с бензинового топлива на водородное.
Ценность предложения тов. Шелищь заключается в том, что полки АЗ,
перейдя на водород сэкономят для нужд Красной Армии сотни тонн бензина.
Расчетные данные:
Норма бензина на 1 лебедку на 1 час работы установлена 4,5 кгр
Норма работы лебедки составляет в среднем 1 час в сутки.
Потребность в бензине для одной лебедки соответственно составляет:
В месяц 30 дней по 4,5 кг – 140 кг.
В год 360 дней по 4,5 кг – 1620 кг.
В масштабе 3-го полка АЗ 1620 по 125 – 202,5 тонн.
В масштабе службы АЗ Ленинградского фронта (2-го Корпуса ПВО) 1620
по 350 – 567 тонн.
При выражении стоимости бензина в рублях, при цене 90 коп. за 1 кг
бензина это составляет: 56700 кг по 90 к. – 510.300 руб.
Транспорт бензина 2% от стоимости – 10.206 руб.
Всего – 520.506 руб.
Т.е. только для службы Аз использование изобретения младшего
воентехника Шелища Б.И., как заменителя бензина составляет более
полумиллиона руб. экономии и освобождает Ленинградский фронт от
необходимости снабжения службы АЗ дально-привозным жидким топливом
– бензином.

Если учесть возможность реального внедрения изобретения мл.
воентехника Шелищ Б.И. для службы прожекторных частей, рации и др.
Экономия от применения этого изобретения возрастет во много раз и
составит десятки миллионов рублей.
Таким образом уже переведенные более 100 единиц с бензина на водород
и срочно переводимые по приказу командира 2-го Корпуса ПВО еще 250
единиц дают право заключить, что изобретение тов. Шелища Б.И. имеет
огромное оборонное и народно-хозяйственное значение.
Командир 3 полка АЗ Капитан (Лузинов)
Военком 3 полка АЗ Бат. Комиссар (Тихонов)
04.11.1941 год".

------------------------ 

Будем признательны за дополнительную информацию о биографии воина.

Александр Энгельс

alexander@jewmil.com

 

Статьи

Видео

Забытый генерал Яков Крейзер
24.09.2019
Доктор Саша
24.09.2019
Наука побеждать Подвиг комбата
07.08.2019