Капитан 3 ранга

Юсим Владимир Михайлович

1914
-
Награды

орден Красной звезды  1942

медаль За оборону Ленинграда 1943

медаль За боевые заслуги  1944

орден Отечественной войны 1 ст,  февр 1945

медаль За победу над Германией 1945

орден Красной звезды 1949

Звания

Лейтенант

Капитан-лейтенант, 1941-45

Капитан 3 ранга

Должности

Подлодка Щ-304 "Комсомолец" (конец 30-х - 1940)

Помощник командира подлодки "Лембит"   (1940-42)

Командир тральщика ТЩ-355 10-го дивизиона 2-й бригады траления Кронштадтской морской базы КБФ      (1943-45)

Биография

Владимир Юсим родился в 1914 г. на Украине, в местечке Родянск (ныне  Винницкая обл., Крыжопольский р-н). 

Сведения о его ранней молодости не сохранились, но в военных документах указана необычно ранняя дата поступления на службу в РККФ - летом 1931 г., когда исполнилось 17 лет.

Вероятно, Владимир в предвоенный период учился в военно-морском училище.

В конце 30-х он служил на подлодке Щ-304 "Комсомолец" (построена на Сормовском заводе на средства, собранные ВЛКСМ. Прикреплено фото подлодки с экипажем).

В 1940 г. лодка встала на ремонт, и Юсим получил назначение на другой корабль. (Впоследствии, в ноябре 1942 г. "Комсомолец" погиб вместе со всем экипажем).

В начале войны (в которой он участвовал с первых дней) Юсим служил помощником командира подводной лодки "Лембит" 2-го дивизиона подводных лодок КБФ.

Этот подводный корабль (фото прикреплено)  имел необычную историю, он был построен в Англии для военного флота Эстонии. Оттуда в 1940 г. он перешел в состав Балтфлота, при этом большинство моряков остались прежними, а офицерский состав был заменен. Очевидно, именно таким образом Юсим в 1940 г.  оказался в составе экипажа Лембита.

В войне экипаж лодки участвовал буквально с первых минут. В 4 часа утра 22 июня военно-морская база в Либаве, где находилась лодка, подверглась авианалету. В последующие месяцы 1941 г.  подлодка совершила несколько боевых переходов, самым драматичным из которых был прорыв из Таллина в Кронштадт. Командир подлодки вспоминал, как буквально рядом взрывались на минах и тонули корабли и моряки гибли в разлившемся мазуте.

В октябре 1941 г. лодка вошла в Неву и была включена в систему обороны Ленинграда. В 1942 г. она совершала боевые походы в Финский залив, атаковала немецкие транспорты. В сентябре 1942 г. она подверглась атаке, получила повреждения, но экипаж героическими усилиями смог спасти лодку. За этот подвиг 37 членов экипажа были награждены орденами, и один из них - капитан-лейтенант Юсим.

Вот как этот эпизод описан в истории подводной лодки:

"14 сентября 1942 г. «Лембит» подвергся атаке немецких сторожевиков V 307 и V 310. Из-за раздавшихся рядом взрывов глубинных бомб во 2-й аккумуляторной яме «Лембита» произошёл взрыв водорода, который скопился там в ходе зарядки батарей. Последствия взрыва: разрушение радиорубки, повреждение дверей на переборках между отсеками, изгиб ближайшей переборки, разрушения баков, течь воды в трюм отсека с аккумуляторными ямами, а также контузии, ушибы и ранения личного состава. Из-за попадания морской воды на вылившийся электролит, в результате вступления в реакцию, выделился хлор. В центральном посту начался пожар. Лодка легла на грунт на глубине 36 метров. Через 13 минут течь и пожар ликвидированы. При этом, личный состав получил ожоги и отравления газом (не все воспользовались дыхательными приборами - в частности, командир, Матиясевич А.М., не стал его надевать, чтоб тот не помешал руководить спасением лодки). Ночью, через 10 часов после взрыва, когда немецких сторожевиков поблизости уже не было, «Лембит» всплыл. В ночь на 16 августа началось преодоление Финского залива в обратном направлении. В ходе преодоления противолодочных рубежей Лембит был атакован финскими сторожевыми катерами; безуспешно. Днём 19 августа лодка встречена катерами КБФ».

Из наградного листа, где описаны действия Владимира Юсима в этом бою:

"Во время боевого похода капитан-лейтенант ЮСИМ показала себя мужественным и стойким командиром. При потоплении 3 вражеских транспортов водоизмещением 21000 тонн оказывал командиру ПЛ должную помощь в расчетах маневрирования ПЛ.

При ликвидации последствий аварии произошедшей от воздействия глубинных бомб противника четко выполнял все приказания и работая в отравленной газами и дымом атмосфере произвел проверку действия горизонтальных и вертикальных рулей.

За проявленное мужество и стойкость в борьбе с германским фашизмом куда-то исчез он награждение правительственной наградой орденом Красная звезда. Командир подводной лодки ЛЕМБИТ капитан-лейтенант Матиясевич".

 

Впоследствии капитан-лейтенант Юсим продолжал службу в надводном флоте, в 1943 г. стал командиром тральщика ТЩ-355  10-го дивизиона 2-й бригады траления Кронштадтской морской базы КБФ.

В феврале 1945 г. представлен к награждению орденом Отечественной войны 1 ст.

Из наградного листа:

"За кампанию 1944-45 года выполнил 120 боевых операций, из которых 52 операции по тралению минных районов, 27 операций по проводке караванов и подводных лодок за тралами, 23 операции по буксировке кораблей с техникой и боезапасом... 

В условиях зимней штормовой погоды, темных ночей, угрозы нападения подводных лодок противника, личный состав под командованием командира ЮСИМА проявил исключительную стойкость и мужество. Лично сам в зимнее холодное время, не имея у себя помощника, стоял на мостике по 14  ч. до окончания выполнения операции. Участвовал в переброске и высадки десанта... "

 

Владимир Юсим встретил Победу. После войны служил в штабе КБФ, вышел в отставку в 1949 г. в звании капитана 3 ранга.

------------------

Александр Энгельс

Статьи

Видео

Забытый генерал Яков Крейзер
24.09.2019
Доктор Саша
24.09.2019
Наука побеждать Подвиг комбата
07.08.2019